на главную

Глава 5. Психомоторное развитие ребенка на первом году жизни


На первом году жизни происходит адаптация младенца к окружающему миру. Темпы моторного и нервно-психического развития на первом году жизни чрезвычайно высоки и имеют индивидуальные особенности у каждого ребенка. Однако, существует определенная последовательность обретения малышом новых двигательных и психических навыков, которая помогает родителям и врачу следить за его здоровьем.

ВозрастДвижения,статика
(моторное развитие)
Общение
и навыки
Становление
речи
1 месяцРефлекторное развитие: сосет материскую грудь или соску,
двигает ручками и ножками,
сжимает ручки в кулачки и подносит их ко рту,
вздрагивает при резком звуке
Фиксирует взгляд, улыбается.
Начинает прислушиваться к голосу взрослого
Криком дает знать,
что ему либо требуется, либо его бепокоит
2 месяцаУдерживает голову в вертикальном положении,
поднимает голову и грудь,лежа на животе.
Рефлекторно удерживает игрушку,
вложенную в руку
Длительно следит за движением предмета,
поворачивает голову в сторону звука
улыбается при виде матери
Издает неопределенные звуки
3 месяцаПоворачивает голову в направлении звукаСосредотачивается на лице говорящего и на игрушкиНачинает гулить
4 месяцаПриподнимает голову в вертикальном положении,приподнимает голову игрудь, лежа на животе, опираясь на предплечья и локти.
Тянется ручками к различным предметам, берет игрушку и подносит ее ко рту
Появляется радость - "Комплекс оживления"
при общении со взрослыми, смеется
Продолжительно гулит
5 месяцевПереворачивается со спины на живот.
Берет игрушку из рук взрослого
Узнаёт близких и чужих,
различает интонации голоса взрослого
Подолгу и певуче гулит
6 месяцевСидит без поддержки,
переворачивается с живота на спину
Может пить из блюдцаПроизносит отдельные слоги без смыслового значения (начало лепета)
7 месяцевПоднимается на четвереньки и свободно ползает.
При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте
Долго занимается игрушками.
На вопрос "где?" находит предмет на привычном месте
Лепечет
8 месяцевСамостоятельно встает, держась за опору.
Пробует ходить при поддержке за обе руки.
Отличает знакомых от чужих, появляется интерес при виде новой игрушки,
любит бросать игрушки на пол, играет в "ладушки". Ест сухарик.
Начинает прозносить слова "мама" и "папа"
9 месяцевПытается стоять без опоры,
самостоятельно ходит, держась за опору,
поднимается и встает из любого положения,
перебирает игрушки, собирает мелкие предметы(БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!!! ВНИМАНИЕ!!!
Различает цвета и форму предметов,ущет упавший предмет, запоминает его название, "пляшет" под музыку. Знает свое имя, поворачивает свое лицо к зовущему. Учится пить из чашкиПроизносит отдельные слоги
10 месяцевСамостоятельно стоит 1-2 минуты
ходит с поддержкой,
выполняет сложные движения (открывает, закрывает и тд.)
Выполняет простые просьбы:"дай", "брось", "иди", прячет по просьбе игрушкуПроизносит отдельные слоги
11 месяцевСамостоятельно стоит, делает первые шагиЗнает название многих предметов, показывает по просьбе игрушки, части своего тела.
Снимает и надевает кольца на пирамиду, складывает кубики, переворачивает страницы книги.
Произносит 2-3 слова из 2-х слогов
12 месяцевСамостоятельно ходит, приседает,
выпрямляется без опоры.
Выполняет "сложные" задания (открывает дверь, приносит игрушки),
ПОНИМАЕТ СЛОВО "НЕЛЬЗЯ". Пытается участвовать в одевании, умывании
Произносит 10 простых слов.
назад       далее

Используются технологии uCoz